55732977_1267210295_f216710ec1867f5df2a80f428ca660d11В прошлой прошлых статьях мы начали разбирать понятие Имиджа. Мы говорили, что имидж является по сути Маской человека (Канарейкин , 2013) (Канарейкин, 2013), а маска является частью нашей Я-концепции.  А так же затронули один из способов формирования своего имиджа, который включает в себя несколько этапов:

  • Анализ существующие в обществе ожидания относительно поведения индивида, исполняющего данную роль;
  • Формирование представления исполнителя роли о том, как следует вести себя в данной роли;
  • Исполнение выстроенной роли в жизни.

Как мы видим, логика построения имиджа в этом методе базируется на предположении, что имидж – это по сути театральная роль человека. Что в имидже человек играет не себя, а кого-то другого. По сути превращает нашу жизнь или какие-то жизненные ситуации – в театр.

Поэтому мы решили посвятить эту статью игре и театру. Мы постараемся ответить на вопросы какие функции выполняет игра в нашей жизни? И для чего нам нужна такая театрализированность нашей жизни.

Что такое игра?

В исследованиях Й. Хейзинги игра понимается как культурно-историческая универсалия, как «источник и высшее проявление человеческой культуры, всеобщий принцип становления культуры, основа человеческого общежития в любую эпоху» (Нохрина, 2012)

Другими словами Игра- это важная составляющая общества в любой исторический период. Способность к игре определяет культурный уровень развития общества в целом. И тут вспоминается Англия 17-18 веков, где зародился такой культурный феномен, как дендизм.

Денди пробуждают в нас интерес тем, что, не подпадая ни под одну из категорий, наводят на размышления о той свободе, которой мы желали бы и для себя. Они забавляются игрой с женским и мужским началом в себе; они сами лепят свой внешний облик, всегда необычный и блистательный; они таинственны и неуловимы. Для женщин они психологически женщины. Для мужчин — мужчины. (Грин, 2007)

Или вспоминается Япония того же периода, где процветала мода на гейш. Гейши по сути были редкими и недоступными цветками.

Основная работа гейш — проведение банкетов в чайных домах, отелях японского типа и традиционных японских ресторанах, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей (мужчин и женщин). Банкет в традиционном стиле носит название о-дзасики (яп. お座敷?, дословно «комната с татами»). Гейша должна направлять беседу и способствовать весёлому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом своё достоинство. (Википедия, 2013).

По сути в любую эпоху люди любили играть. Они играли с любовью и самозабвенно. Полностью уподобляясь своему персонажу.

Но почему человек так любит играть? Почему у нас так распространены различные группы людей такие, как: эмо, готы, панки, метросексуалы. Почему бы не стать просто собой? Стать таким, какой ты есть?  Может люди получают от процесса игры что-то еще помимо яркого образа и возможности покрасоваться? Может человеку нужно играть чтобы лучше понять себя? И такая мысль существует в психологии:

Игра предоставляет человеку исключительную возможность найти внутри игровой деятельности то, что он с таким усердием ищет в серьезной жизни: эмоции, переживание, цель и смысл своих действий, свободу и деятельное бытие. Игра позволяет человеку обратиться к самому себе и обрести себя в этой деятельности, понять и принять свою индивидуальность (Финк, 2009)

И тут можно вспомнить Якоба морено, который создал метод психотерапии и назвал его психодрамой. На его сеансах люди играют различные роли и именно этот процесс, по его мнению способствует тому, что человек лучше начинает понимать жизнь, избавляется от зажатости, избавляется от неврозов и становится аутентичной личностью.

…важное понятие, которым пользуется Морено – роль. Ребенок рождается с потребностью действовать, играть роли. Это свойство Морено назвал акциональным голодом. Оно характерно для здоровой личности. Действия невротика блокируются страхом, он не способен осваивать и принимать на себя роли. (Бурлачук, и др., 2012)

Получается, что люди, которые любят играть внутренне чувствуют, что таким способом они себе в чем-то помогают? Ведь некоторые психологи раньше говорили, то все наше общество по сути невротично. У нас много страхов, мы зажаты и не способны играть… Ведь с детства нам внушают, что нужно быть серьезным, ответственным, и еще тысячи качеств должно быть у взрослого человека.

Конечно, не только Якоб Морено уверен, что игра способна помочь человеку при его психологических особенностях, которые не позволяют ему жить полной грудью

Выводы

Человек играл всегда и во все эпохи потому, что игра является способом самовыражения человека, является способом понять себя и свою индивидуальность. Позволяет привести свое психологическое состояние к норме и стать полностью аутентичным человеком.

 Дети разыгрывают сцены из жизни, научаясь таким образом жить в обществе, но с возрастом человек разучается играть роли. Не является ли это одним из факторов распространенности депрессии и различных психологических недомоганий? Наверное, все-таки является и поэтому немного театральности в жизни каждого человека может принести ему только пользу. Правда не нужно увлекаться. Во всем должен быть баланс.

Список литературы

  1. Бурлачук Л Ф, Кочарян А С и Жидко М Е Психотерапия. Психологические модели. [Книга]. - М : Питер, 2012.
  2. Википедия Гейша [В Интернете] // Википедия. - 2013 г.. - http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%E9%F8%E0.
  3. Грин Р 24 закона обольщения [Книга]. - М : книга по требоанию, 2007.
  4. Канарейкин М М Формирование Имиджа. Для чего людям нужен имидж? // Инвалид. - 2013 г.. -
  5. Канарейкин М М Формирование имиджа. С чего начать?  // Иналид. - 2013 г.. - .
  6. Нохрина Н А ФЕНОМЕН ДВОЙСТВЕННОСТИ ИГРЫ: ИГРА КАК СТАНОВЛЕНИЕ ИЛИ УТРАТА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ [Журнал] // ВЕСТНИК ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГИЯ . - Челябинск : Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2012 г..
  7. Финк Э Основные феномены человеческого бытия [Книга]. - М : Директ-медиа, 2009.
.